Previous Entry Share Next Entry
Тыва. Монгун-Тайга.
Сергей Токарев
tokarevs
Немного сумбурный рассказ о нашем путешествии в Тыву.


Июль начался с путешествия в респ. Тыва, в пограничную с Монголией зону – заповедник «Убсунурская котловина». Цель похода – восхождение на самую высокую точку Восточной Сибири священную у тувинцев гору Монгун-Тайга (3976м н.у.м.), находящуюся в южной части Тывы на границе Монголии и Алтая.



Путь начался с ночного поезда Красноярск-Абакан. Отъезд совпал с невероятной жарой опустившейся и на Красноярск, и на Абакан, и на Кызыл. После ночи в душном вагоне прибыли на вокзал г.Абакана, откуда на микрике поехали в Кызыл.

Добравшись до Кызыла и оставив рюкзаки на съемной квартире, и отправились гулять по городу. Кызыл, расположенный посреди степи, где очень мало растительности и много пыли, в сочетании с закрытым дымом небом и сильной жарой (городские датчики показывали 41 градус, мой карманный термометр +36) производил отталкивающее впечатление. Старые дома, мусор, пыль, неухоженные дворы после чистых улиц Красноярка и Абакана вгоняли в тоску. Плюс ко всему, сильная жара принесла в Тыву пожары. Север республики оказался затянут дымом. Видимость очень плохая, а дым в небе создает эффект теплицы.

Наверное многие наслышаны про Кызыл как крайне неспокойный город, центр «наркореспублики», где не надо обладать особым даром, чтобы попасть в какую-нибудь заварушку. От своих друзей посещавших Кызыл, особенно в нулевых, я слышал много чудных историй, как буквально на пустом месте можно попасть в какую-нибудь разборку. По этой причине, видимо, в республике запрещено продавать алкоголь с 19:00 о 11:00 утра. Тувинец и алкоголь плохо совместимы, но, если их все же объединить получается большой выброс энергии, который может зацепить многих, находящихся по близости людей. К счастью, местная полиция очень быстро может погасить этот взрыв. О том, как устроены взаимоотношения полиции и буйного люда я также слышал немало интересных рассказов. К общей радости в нашем путешествии подобных историй не было.

Еще в Тыве просто культ Шойгу. Его портреты, магнитики с его изображением можно найти в любой лавке, рядом с магнитами Путина на фоне юрты. Плакаты с его изображением развешены по всему городу и за его пределами. Плакат висит даже у главного тувинского храма Устуу-Хурээ.

Не знаю на сколько связано с культом Шойгу тема ВОВ, но в Тыве она очень сильно раскрыта. Плакаты с цитатами из писем, фронтовыми заметками, фото, историческими сводками тут везде. На многих вершинах гор белым камнем выложено «70 лет победе». Даже на бетонной будке на трассе обычным баллончиком с краской было написано «1941-1945». У нас так вандалы рисуют на стенах нецензурные слова, а там патриотичные надписи.

Возвращаясь к нашему путешествию. Первым делом в Кызыле мы поехали получить необходимые документы для похода: пропуск в заповедник, и пропуск в приграничную зону. А после отправились изучать местные достопримечательности. Познавательным номером нашей программы стало посещение национального музея и экспозиции со скифским золотом. Экскурсовод рассказал о двух больших скифских курганах Аржаан -1 и Аржаан-2 раскопанных на территории Тывы (120 и 80 м в диаметре) и относящихся к 8 в до н.э. Особенность кургана Аржаан-2 заключается в том, что он намного древнее скифских курганов, расположенных возле Черного моря. Ученые предполагают, что именно отсюда началась эпоха скифов, а затем она уже распространилась на Причерноморье. А еще в нем нашли около 30 кг золота.

Золотая чеканка, отливка, резьба, пайка. Мелкая работа по золоту поразила. Даже сейчас такие украшения являются примером сложной и тонкой работы и смотрятся очень хорошо, для своего времени они были, наверно, просто божественны  На комплексе указывающем центр Азии, что расположен на берегу Енисея, чуть ниже слияния Большого и Малого Енисея, эти золотые находки воплощены в камне, а стоящая рядом композиция двух всадников изображающих «Царя» и «Царицу» репрезентует образ тех самых скифских царских особ, найденных в курганах, во всем их золотом одеянии.

Еще рядом с «Центром Азии», на набережной, продают замечательное «Тувинское мороженое». Это замороженная сладкая творожная масса, приятно охлаждающая в жаркий день. Будете в тех краях, попробуйте.

На следующий день, 3 июля, мы отправились в заповедник. Нам надо было уехать на самый юг Тывы, в д. Мугур-Аксы, до которой около 440 км. Утром мы столкнулись с таким понятием как «тувинское время», дело в том, что люди в Тыве никуда не спешат, и вообще живут на своей волне. Соответственно, если ты договорился с человеком на 10 утра, ждать его в 10 утра будет очень наивным шагом  Спутя 1.5 часа от запланированного времени мы на уазике буханке двинулись в путь.


Асфальт в республике есть, но этого особо не замечаешь, машину кидает по дороге очень сильно. В таких путешествия ты понимаешь, что у отечественного автопрома не просто есть будущее, а оно ему гарантированно. Уазик буханка здесь основной транспорт. Сложный рельеф, большие расстояния, отсутствие нормальных дорог делают эти неприхотливые, везде проходимые машины просто незаменимы. Я, честно говоря, просто влюбился в эту него. Как и где он проезжает достойно уважения. Любые склоны, броды, и иные проблемные участки он проходит на раз с полной загрузкой.

Кстати, про транспорт. Удивительным для нас стало еще одно явление – это сама транспортная система. В Кызыле автобусы не принято ждать на остановке. Чтобы попасть на автобус нужно встать на перекрестке и тормозить нужный тебе автобус. При этом на официальных остановках нет указателей, какие маршруты тут ходят, и без знающего человека перемещаться по городу затруднительно. Система голосования так же активно развита и за территорий города. Шнурующие по дорогам уазики подхватывают людей в самых разных местах. Это какая-то своя система, которая не сразу понятна.

Но самое удивительное произошло по пути в Мугур-Аксы. На расстоянии порядка 200км наш уазик тормознула пара с девочкой лет трех. Они о чем-то поговорили, второй водитель посадил ее на колени, взял пакет с бутылочкой и едой, и поехали. Мы подумали, что это ребенок родственный. Каково же было наше удивление, когда оказалось, что те люди просто попросили отвезти ребенка к родственникам в Мугур-Аксы, и он этих людей не знает  Что для меня было удивительным, так это то, что ребенок был совершенно спокоен, не плакал, а с любопытством смотрел в окно чмокая соской.

Дети это вообще отдельная тема. Их очень много, и в Кызыле и районах. За всю поездку я увидел несколько десятков маленьких детей, и среди них я не видел плачущих, психующих и т.д. Спокойные веселые малыши.

По пути в Мугур-Аксы мы заехали в храм Устуу-Хурээ. Некогда один из самых крупный буддийский монастырь Тывы, строительство которого осуществлялось под руководством и по проекту специально приглашенного тибетского ламы Кунтана Римпоче и при участии китайских мастеров. Храм был разрушен в 1937г. Сейчас рядом построена его точная копия.




Путь в Мугур-Аксы частично проходит по асфальтовой дороге, а последний участок в 160км проложен через сложные перевалы и горные долины по гравийной дороге. Путь из Кызыла до Мугур-Аксы (административный центр Монгун-Тайгинского кожууна Республики Тыва. последний крупный нас пункт перед Монголией) занял более 10 часов.

Здесь мы переложили вещи на другой уазик. Отдали ребенка. Затем около 40 минут ездили по селу. Водитель останавливался и каждого прохожего, подъезжал к домам, и через забор запрыгивал во дворы, потом так же выходил, хотя калитка была в полуметре. Наконец, на заправке мы встретили нашего проводника – инспектора Сылдыза, и отправились в заповедник. Наличие инспектора нам сильно помогло. Находиться на территории заповедника, а тем более проезжать на его территорию на автомобиле – запрещено, но мы в такой компании смогли заехать максильмально далеко в долину, и сэкономили порядка двух – трех часов пешего ходу.

До места первой ночевки мы прибыли только в первом часу ночи. Поставили лагерь, сделали легкий ужин и легли спать.

Утром 4 числа в составе нашей группы и трех инспекторов двинулись к месту штурмового лагеря. Путь занял около 2х часов. Штурмовым этот лагерь был назван условно. До самой горы еще два часа налегке. После обеда Сылдыз предложил подняться на перевал Буревестник (3200м н.у.м). Через него пойдет наш путь на вершину. С одной стороны мы посмотрим дорогу, с другой – акклиматизируемся. Буквально через час после выхода солнечная погода сменилась штормовым ветром с дождем и снегом. Скорость ветра около 25-30 м/с. На самой вершине перевала на ветер можно было спокойно опереться. Было сложно стоять на ногах, ветер сбивал с ног, а дождь со снегом как иголки стучали по лицу. Подъем на сам перевал – это около 250м сыпучки с уклоном примерно в 45 градусов, т.е. на каждые два шага один назад.

К вечеру погода стала еще хуже. Температура упала до 4 градусов тепла.

4 июля был запланирован подъем на вершину. Проснувшись в 5 утра (выход планировали на 6:00) обнаружили дождь и занесенную снежными облаками вершину. Сылдыз дал отбой до 7 часов.

В 7 утра настроение в лагере не располагало к восхождению, мы еще не отошли от вчерашнего штормового ветра с дождем, а снежные флаги на вершине рисовали в воображении тот ад, который ждал бы нас на вершине в такую погоду. Тем не менее, инспектора собрались подниматься. Дело в том, что из трех – двое были стажерами, и Сылдыз должен был показать им дорогу.

Взвесив все, я решил подняться. Раз инспектор пройдет, значит и я пройду, будет тяжело, но, кто сказал, что будет легко. В итоге мы пошли группой - три инспектора я и Юля. По дороге один из них сошел с дистанции и вернулся в лагерь, а мы, вчетвером, достигли вершины.

Подъем составляет около 6.5км с набором высоты в 1000м. Помимо приличного уклона, в лицо дул сильный ветер (на глаз инспектора, около 15-20м/с), к радости нашей без осадков. Температура на подъеме около 9 градусов тепла. Это было мое первое подобное восхождение и к таким перепадам высот я еще не успел привыкнуть. За чертой в примерно 3400м реально ощущается нехватки кислорода. Нужно усиленно вдыхать, обычного пассивного дыхания не хватает.

Граница ледника находится на высоте в 3700м. Там мы немного перекусили, надели кошки, обвязались и пошли к вершине. Ледник на горе как большой сугроб. Технически сложных участков нет. Трещины небольшие, около 20-30см. Однако последние метров 200 дались крайне тяжело. Мышцы работают исправно, а вот дыхалка не вытягивает. Через каждые 25-30 шагов дыхание сбивается и нужно остановиться на стабилизации. Спасибо Сылдызу, что с улыбкой на лице, спокойно ждал, пока мы отдышимся и пойдем дальше. Спустя 5.5 часов мы достигли цели. На вершине стоит большая Ова (Обо). Мы завязали ленточки, оставили орешки и сделали фото на память. Температура на вершине было +3.5 градуса.

Как только мы сошли с ледника, вершину затянуло снежными тучами. Создавалось впечатление, что гора открылась специально для нас, на пару часов. На спуске нас накрыл плотный столб снега, мы оказались в тучи. Алюминиевые палки звенели как громоотводы, а если их поднять, то по руке пробивал легкий разряд тока. Ниже Буревестника снег перешел в дождь. Вернулись в лагерь полностью промокшие, уставшие, но счастливые. Весь маршрут занят 7ч 40м.

6 июля. Утром нас ждал сюрприз. Вода в котелке замерзла, небольшой ручей, из которого брали воду покрылся коркой льда. Температура в рамках 1-3 градусов не побоюсь этого слова, тепла (в лагере, не на вершине). К обеду потеплело до 8 а затем внезапно пошел снег, много снега, температура упала близко к 0. Успели слепить снежную бабу. Она так и простояла почти сутки не растаяв. Вечером температура упала ниже нуля, до -1.5 градусов. Ночью температуру не замерял, но в районе 4 часов утра она резко упала еще ниже. Это я понял, когда проснулся от того, что меня всего трясло от холода.



7 июля. День Ивана Купалы. 7 часов утра. Дождались погоду. Небо чистое, ветер слабый, в долине его почти нет, вершина чистая. Но температура -2. Пока несешь котелок с водой до лагеря, она успевает покрыться тонким слоем льда. Решено идти на вершину. В 8:00 выходим в путь группой в 6 человек. Воздух холодный, ручьи на склонах замерзли, хорошо, что нет ветра. Перевал Буревестник решаем брать не в лоб, а чуть левее, там камень крупнее, можно зайти не прикладывая лишних усилий. С Буревестника (3200м н.у.м.) идем по гребню до ледника. Два дня непогоды дали о себе знать, гребень замело снегом. Здесь нас по мимо снега ждет и ветер, без него, видимо, на вершине никак.



Мой организм уже акклиматизировался к условиям среды, второй подъем дается гораздо легче, иду довольно легко, кислорода хватает. Самому не вериться, что пару дней назад ты шел тут с большим трудом. На леднике надеваем кошки, обвязываемся и делаем последний рывок к вершине. Я становлюсь ведущим связки, на правах знающего дорогу. Я прям почувствовал себя настоящим альпинистом. Здорово, когда идешь в группе обвязанной одной веревкой, ищешь щели в леднике и движешься к вершине. На вершине, к слову, было -3.5.



После обеда погода не испортилась, видимо циклон прошел. На обратном пути шли медленно любуясь видами, а так же наслаждаемся июльским снегом. С горы открываются виды на горные долины Тывы, Алтая и Монголии. В долинах лежат большие озера: тувинское Хиндиктиг-Холь, алтайское Джулукуль, монгольское озеро Уурег, и, вроде, Хубсу-Нур. 

8 июля. Дорога назад шла тем же маршрутом. На границе заповедника нас уже ждала «буханка» и 10 часов езда до Кызыла. В этот раз мы могли вдоволь насладиться красивыми видами Тывы: долинами обнесенными горами, выжженными солнцем склонами, долинами рек с сочной травой, хвойными леса с маленьким подлеском и т.д. Вдоль дороги на местах с сочной травой бесчисленное количество стад. В горных районах козы и яки, в более низких козы и коровы. Зрелище непередаваемое. Горы, между ними река на берегах которой раскинулись зеленые луга. Стоит юрта, а рядом стадо яков или коз. Идиллия.

Кызыл хоть и был в дыму, но гораздо меньше. Было видно небо. Теперь он производил несколько иное впечатление, был не таким отталкивающим, и даже дружелюбным. Мы арендовали на ночь ту же квартиру, и по утру поехали домой.

К сожалению, фото почти нет. Флэшка почти с 700+ снимками отказалась читаться. Видимо сдох контроллер.


?

Log in